Правильное звуковое сопровождение: советы по выбору музыкального фона для подкаста
Музыка в подкастинге – это один из важнейших инструментов, который дополняет аудио и видеоролики. При этом сопровождение не должно играть основную роль, перераспределяя внимание с самой темы и истории, о которой ведущий ведет беседу. Получать деньги с подкаста можно только уделив достаточно большое внимание всем деталям да и то гарантий тоже никто не даст.
Какие функции у музыкального сопровождения?
Оно позволяет соблюсти баланс, который при прослушивании вызовет ощущение полноты и гармонии, наполненности информации. Музыкальному сопровождению отводят 3 основные функции:
- Поддерживает тематику подкаста.
- Служит вставкой между смысловыми фрагментами.
- Развлекает потребителя.
- «Брендирует» шоу.
Правильный выбор: на что обратить внимание
Звуковые эффекты позволяют слушателю отличать одно шоу от другого. От них напрямую зависит восприятие и распознавание среди множества других проектов в разных жанрах и форматах, именно поэтому профессиональные подкастеры отталкиваются именно от темы и целевой аудитории.
Выбранное музыкальное сопровождение, вставки и эффекты должны соответствовать уникальной аудитории, которой будет интересен конкретный подкаст или серия. То же самое касается и закадрового голоса: слушатели ассоциируют себя с ним, поэтому подбор диктора играет очень большую роль.
Разумеется, серьезная ошибка – вставка загруженной и слишком динамичной темы в передачу о спокойной и размеренной жизни домашних хомячков. Или если подкаст посвящен новостям и тенденциям фондового рынка, нет смысла вставлять в запись восточные мотивы, вызывающие спокойствие и желание уехать в Казахстан: тон и характер звукового сопровождения должен напрямую касаться содержания подкаста.
Можно представить себя в момент прослушивания записи, запоминая эмоции, которые приходят в разные моменты времени. Адаптироваться под каждого слушателя не получится, поэтому музыку нужно выбирать беспристрастно и только с точки зрения среднестатистического человека из числа целевой аудитории.
Где взять музыку для подкаста и какие бывают опасности?
Треки можно найти на соответствующих площадках, но можно получить проблемы из-за авторского права. Если не соблюсти условия правообладателя, то контент будет немедленно удален с сервиса, на котором он размещен; в крайних случаях за многократное нарушение автор может получить повестку в суд.
Поэтому перед скачиванием композиций с лицензионных площадок, предоставляющих такую возможность, нужно обязательно уточнить, какие условия ставит правообладатель. Чаще всего необходимо просто упомянуть автора.
Какие каталоги подойдут:
- SoundCloud.
- Коллекция звуков Facebook.
- Bensound.
- Freesound.
- Freeplay Music и др.
Самая распространенная ошибка, которую совершают контентмейкеры – ищут предлоги, под которыми они якобы не попадают под закон об авторском праве.
Слова о том, что в подкасте используется лишь небольшой фрагмент композиции или о том, что этот диск был куплен на честные кровные, не избавят от ответственности. Даже разрешение самого музыканта не является разрешающим фактором к использованию его музыкальных фрагментов.
Песни оригинальных авторов
Неплохим вариантом будет рассмотреть возможность сотрудничества с независимыми композиторами. Найти их можно где угодно: в интернете, в газетах, через общих знакомых и т.д. Многие независимые авторы могут сыграть как раз ту мелодию, которая будет отлично гармонировать с вашей темой, а это самое важное при подборе музыкального сопровождения.
Сотрудничество с местными непопулярными музыкантами
Можно рассмотреть вариант взаимовыгодной работы с талантами даже из своего города. Сейчас найти музыканта для подкаста не составит труда: можно использовать информацию из газет, из интернета, также не лишним будет узнать о местных творческих объединениях и молодых талантов, которые играют в разных жанрах и могут помочь в проекте за символическую плату или рекламное продвижение через указание авторства.
Таким образом можно значительно сэкономить относительно сотрудничества с крупными композиторами и попутно поспособствовать продвижению музыкального сообщества.
Смотрите на конкурентов
Подкастинг – занятие, требующее большого опыта. Совершать собственные ошибки можно, но совершенствовать собственный проект за счет ошибок других людей – неплохое решение. Самым правильным вариантом перед подбором музыки будет просмотреть шоу конкурентов по той же тематике и в том же жанре, анализируя их звуковые эффекты и сопровождение. Только после этого можно начинать искать варианты для создания неповторимой звуковой атмосферы исходя из финансовых и творческих возможностей.
Что такое Royalty-free и для чего нужна данная лицензия
Термин Royalty-free обозначает, что композитору, у которого была куплена музыка не нужно выплачивать дополнительных процентов с прибыли от подкастов. Проще говоря, при законном приобретении композиции у покупателя появляются все права на ее использование в собственных целях. Royalty-free распространена не только в сфере подкастинга, но и среди художников, писателей и т.д.
Автор статьи, Наталья Вотякова.
Портфолио диктора/копирайтера, Натальи Вотяковой.
Наталья Вотякова @facebook.