Не каждый профессиональный подкастер может отлично взять интервью. Говорить на хорошо знакомую тему это одно, а вот для того, чтобы сделать это в форме захватывающего диалога нужны особые навыки. Интервью — это не просто заготовленные вопросы. Это способность быстро анализировать ответы и на основании них руководить ходом беседы.
Качества, необходимые интервьюеру:
- деликатное любопытство, позволяющее уточнять детали, не ставя собеседника в неловкое положение и не заставляя его прямо говорить о нежелании обсуждать поднятую тему;
- проницательность, умение чувствовать, сколько внимание уделять вопросам, которые уводят от главной темы и четко ловить момент, когда стоит вернуть разговор к теме выпуска, чтобы не сорвать запланированный сценарий;
- вежливость. Визитер программы пришел высказаться и не всегда настроен во всеуслышание делиться чем-то сокровенным. Поэтому именно умения слушать часто не достает даже опытным интервьюерам, в результате чего гость не чувствует себя услышанным;
- сознательные паузы. Нельзя допустить перегруза информацией или вопросами. Лучше оставить легкую недосказанность, чем спровоцировать раздражительность. Позвольте собеседнику отдышаться, вместе с тем, дав время и себе и зрителю переварить сказанное.
Кто главнее в подкасте: интервьюер или интервьюированный?
Существует два типа подкастов, ориентированных на интервью. Либо гость играет на пиар организатора, либо наоборот.
В первом случае ключевую роль играет подкастер, а приглашенный человек оказывается просто случайным прохожим, который обязан подыгрывать ведущему и раскручивать его, как бренд. И таких подкастов большинство, что может быть оправдано тем, что именно он вкладывается в шоу, и для начала ему самому нужно раскрутиться.
Второй тип подкаста обращает больше внимания на гостя, тогда как его владелец уже является брендом с определенным именем. В данном случае подписчик ориентируется на авторитет ведущего, подсознательно считая, что тот просто не может пригласить неинтересного человека, предвкушая занимательный диалог. В идеале интервьюеру нужно добиться того, чтобы гость стал центром внимания, создав ему такие условия, дабы он ощутил, что общается напрямую с аудиторией.
Именно второй вариант является более выгодным. Для этого уже необходимо иметь определенную репутацию в данной нише, но даже, когда все крутиться вокруг гостя — владелец всегда в выигрыше. Люди, которые слушают визитера и, возможно, даже восхищаются им, подсознательно понимают, что данное интервью стало возможным именно благодаря организатору. За это ему очень благодарны. Именно поэтому они и являются подписчиками его подкаста. Они уверены, что он не подведет их и в этот раз.
Используя такой сценарий ведущий, даже если он сам является раскрученным брендом, должен дать понять зрителю, что не его персона важнее, и важнее не вопросы, а ответы. Только так подписчики всегда будут настраиваться на просмотр ожидая и желая узнать что-то новое. Да, они в предвкушении.
Такие события не рождаются на ходу. Например, Владимир Владимирович Познер очень тщательно готовится к приему каждой персоны. Поэтому важно подумать, как именно подойти к разговору, чтобы приглашенный раскрылся со своей лучшей стороны.
Список вопросов. Кто может или должен их знать заранее, кроме организатора?
Когда будущая звезда программы заранее знает вопросы — он может лучше подготовится ко встрече. С одной стороны это правильно. Но в таком случае на ведущем лежит большая ответственность. Дело в том, что отрепетированные интервью порой лишены живости, креативности, а порой, что кажется еще хуже, ответы могут звучать слишком высокопарно, театрально и наиграно. Репетиции необходимы в условиях жесткой цензуры либо тогда, когда мероприятие чрезвычайно официальное. С этой точки зрения соблазн показать план заранее, перед интервью, нужно считать обманчивой перспективой, это не самый лучший, а может и наооборот, проигрышный ход.
Верно то, что они сами могут об этом просить, даже настаивать. И если поддаться им — убрать фальшь из ответов уже будет невозможно. Из рассуждения интервью превратиться просто в пьесу, поставленную по сценарию.
С другой стороны, держать приглашенного в неведении тоже нельзя. Поэтому перед интервью следует ознакомить его с темой диалога, высказав определенные пожелания, но не более.
Как это выглядит на практике? Возьмем эмоциональную составляющую. Наш мозг устроен таким образом, что при определенных ассоциациях или воспоминаниях интервьюируемый не пытается изображать жесты, мимику, харизму — это происходит естественным образом. Он не играет роль, а остается собой, что выглядит искренне, а его ответы вызывают больше доверия и уважения. В этом случае ведущему не нужно заводить гостя, ему нужно просто использовать уже имеющуюся у него страсть и энергию.
Вот простой пример: вспомните, когда в последний раз вы сидели со своим другом и весело проводили вместе время — вы смеялись над спонтанными шутками или ваш диалог шел по сценарию? Ответ очевиден. Душевность никогда не родится по сценарию! И какое остается послевкусие? Что в памяти? Скорее всего вы не вспомните всех шуток и не сможете дословно пересказать диалог, но это была одна из лучших встреч, подумаете вы. Ее содержание не повторится, однако будет новая встреча, с новыми положительными впечатлениями.
Таким образом, интервьюируемый, из попугая, заучившего свои ответы, превращается в простого человека, хорошо проводящего время. Слушатели это чувствуют, их не обманешь.
Однако, если будущий собеседник все же спрашивает о чем будет диалог — будьте честны с ним. При этом заверьте его в том, что уверены в успехе всего мероприятия и что не сомневаетесь в его компетентности по указанной теме.
Успех выпуска зависит не только от выбранной темы, и не от того как ее раскроет ведущий, а от того, как ее раскроет интервьюируемый. Он не сделает это самостоятельно. Все зависит от правильно поставленных вопросов и того, насколько раскроется гость, проявив свои эмоции, зацепив слушателя за живое.
Автор статьи, Наталья Вотякова.
Портфолио диктора/копирайтера, Натальи Вотяковой.
Наталья Вотякова @facebook.