Без хорошего сценария не происходит ни одно аудио или видеопроизводство. Во всех фильмах, рекламных роликах, сценках, мультфильмах он нужен обязательно. Качественно написанный сценарий – это фундамент и основа любого медиа детища. На изучение столь полезного навыка у некоторых людей уходит целая жизнь. Независимо от вашего текущего уровня квалификации, эта статья поможет вам лучше ориентироваться в искусстве создания сюжетных текстов.
Почему важно позаботиться о сценарии
Кажется, что он лишает вдохновения, озарения и только мешает профессионалам, которые должны получать свободу, возможность спонтанного самовыражения, но это мнение в корне неверно. «Фристайл» при записи может отнять много времени, его сложно обрабатывать и собирать в цельную картинку. Продуманная же идея и высококачественный контент помогают людям запоминать цель обращения.
Особенно это касается коммерческих, рекламных роликов. Когда пренебрегают продуманным сюжетным текстом, то получается несуразица, и тогда никакая грамотная озвучка не спасет. Аудитории будет неинтересно возвращаться к продукту без четкой идеи, да и вряд ли он что-то запомнит из простого набора слов или фраз.
По сути, заранее подобранный, подогнанный сюжет – это как актер озвучки. Вы же не станете брать на работу диктора с улицы, не изучив его портфолио, возможности, особенности и диапазон голоса. Так же и с текстами: они должны быть продуманы и структурированы, без этого ваш «месседж» будет запутанным. И если вы обратите внимание, то заметите - практически везде, где есть интересный конечный продукт, будет четкий план за кадром, идея и это выглядит намного привлекательнее для представления бренда или продукта в ярком свете.
Структура на YouTube
В качестве примера можно привести контент с YouTube. Перед началом записи информационных роликов авторы продумывают структуру повествования, за которой будет легко следить. С недавнего времени авторы каналов начали использовать обозначения на видео дорожке. Кликнув по дорожке в определенном месте, вы попадете на нужный промежуток видео.
Бывают и исключения. Яркий пример – летсплейщик PewDiePie. Он – второй по количеству подписчиков на Ютубе после индийского канала T-Series. У видеоблогера нет продуманной структуры, но это не мешает собирать миллионы просмотров. Все дело в богатой фантазии и развитым социальным навыкам. Феликс Чельберг (так зовут PewDiePie) умеет импровизировать и делать контент на ровном месте.
Как написать сценарий
В первую очередь, важно выбрать формат, в котором будет написан текст. Для этого наиболее часто выбирают простой макет программы Microsoft Office Word. Чтобы работать с ним, вам не нужно иметь специальных навыков.
В программе есть все инструменты для структурирования: заголовки, нумерованные и маркированные списке, курсив, жирный шрифт, заливка и выделение текстом. Также часто используются таблицы и листы Excel и написание от руки.
Отмечаются тайм-коды (от англ. timecode), которые представляют собой отметки на определенном промежутке времени. Там обозначаются действия, которые должен сделать актер параллельно с основной речью, а также положение персонажа при произнесении той или иной фразы.
Для ТВ передач и фильмов
Распространенная отрасль, программы для телешоу хорошо детализированы. Актеры на 100% понимают задумку, идею сцены, обстановку и состояние персонажей, их взаимоотношение с другими участниками эпизода. Сценаристы подробно описывают каждый шаг и план истории.
Если при написании не планируется добавлять дикторскую закадровую озвучку, то такой тип сценария бесполезен. Примерная структура выглядит следующим образом:
- Название сцены.
- Где и при каких обстоятельствах разворачивается действие.
- Действие.
- Диалог (продумывается также заранее).
- Получив ответ, актер совершает действие.
- Конец.
Текстовый скрипт для озвучки
Представляет собой текстовый документ с блоком, в котором отражены основные мысли и технические заметки, редактирование файлов, микширование с музыкой. Структура скрипта выглядит следующим образом:
- Название сцены.
- Технические характеристики (тайм-коды, тон аудиоклипа, громкость).
- Запись закадрового звука.
Сценарий в формате тайм-кодов для рекламных и коммерческих видео
Усложненный формат текстового скрипта. Ключевое отличие заключается в том, что на определенных местах выставляются тайм-коды. В них указывается также продолжительность действия. Структура выглядит так:
- Название сцены.
- Эффект появления.
- Действие №1 с 0:01 до 0:05.
- Действие №2 с 0:06 до 0:02.
- Эффект затухания.
- Конец.
Лист Excel
Подходит для проектов электронного обучения интернет-профессиям, для перевода текста с разных языков. Структура документа идеально подходит, когда к продукту нужны субтитры. Примерный план:
- Название проекта.
- Слайд 1. Текст на основном языке (внизу субтитры на языке перевода).
- Слайд 2. Информация на основном языке (внизу субтитры на языке перевода).
- Конец.
Для радио и подкастов
Радио и телепередачи требуют более детальной информации и должны включать в себя:
- длину промежутков передач;
- названия эффектов и музыки;
- длину промежутков между эффектами;
- тематику.
Общий вид выглядит следующим образом:
- Название.
- Формат (например, топ/хит-парад/100 песен за …. год).
- Целевая аудитория.
- Формат повествования (диалог, интервью).
- Тайминг передачи.
Автор статьи, Наталья Вотякова.
Портфолио диктора/копирайтера, Натальи Вотяковой.
Наталья Вотякова @facebook.