Киев: +380443792816

Статьи

Познавательно и полезно

Пишем сценарий правильно

Без хорошего сценария не происходит ни одно аудио или видеопроизводство. Во всех фильмах, рекламных роликах, сценках, мультфильмах он нужен обязательно. Качественно написанный сценарий – это фундамент и основа любого медиа детища. На изучение столь полезного навыка у некоторых людей уходит целая жизнь. Независимо от вашего текущего уровня квалификации, эта статья поможет вам лучше ориентироваться в искусстве создания сюжетных текстов.

Почему важно позаботиться о сценарии

Кажется, что он лишает вдохновения, озарения и только мешает профессионалам, которые должны получать свободу, возможность спонтанного самовыражения, но это мнение в корне неверно. «Фристайл» при записи может отнять много времени, его сложно обрабатывать и собирать в цельную картинку. Продуманная же идея и высококачественный контент помогают людям запоминать цель обращения.

Особенно это касается коммерческих, рекламных роликов. Когда пренебрегают продуманным сюжетным текстом, то получается несуразица, и тогда никакая грамотная озвучка не спасет. Аудитории будет неинтересно возвращаться к продукту без четкой идеи, да и вряд ли он что-то запомнит из простого набора слов или фраз.

По сути, заранее подобранный, подогнанный сюжет – это как актер озвучки. Вы же не станете брать на работу диктора с улицы, не изучив его портфолио, возможности, особенности и диапазон голоса. Так же и с текстами: они должны быть продуманы и структурированы, без этого ваш «месседж» будет запутанным. И если вы обратите внимание, то заметите - практически везде, где есть интересный конечный продукт, будет четкий план за кадром, идея и это выглядит намного привлекательнее для представления бренда или продукта в ярком свете.

Структура на YouTube

В качестве примера можно привести контент с YouTube. Перед началом записи информационных роликов авторы продумывают структуру повествования, за которой будет легко следить. С недавнего времени авторы каналов начали использовать обозначения на видео дорожке. Кликнув по дорожке в определенном месте, вы попадете на нужный промежуток видео.

Бывают и исключения. Яркий пример – летсплейщик PewDiePie. Он – второй по количеству подписчиков на Ютубе после индийского канала T-Series. У видеоблогера нет продуманной структуры, но это не мешает собирать миллионы просмотров. Все дело в богатой фантазии и развитым социальным навыкам. Феликс Чельберг (так зовут PewDiePie) умеет импровизировать и делать контент на ровном месте.

Как написать сценарий

В первую очередь, важно выбрать формат, в котором будет написан текст. Для этого наиболее часто выбирают простой макет программы Microsoft Office Word. Чтобы работать с ним, вам не нужно иметь специальных навыков.

В программе есть все инструменты для структурирования: заголовки, нумерованные и маркированные списке, курсив, жирный шрифт, заливка и выделение текстом. Также часто используются таблицы и листы Excel и написание от руки.

Отмечаются тайм-коды (от англ. timecode), которые представляют собой отметки на определенном промежутке времени. Там обозначаются действия, которые должен сделать актер параллельно с основной речью, а также положение персонажа при произнесении той или иной фразы.

Для ТВ передач и фильмов

да, нужен сценарий!

Распространенная отрасль, программы для телешоу хорошо детализированы. Актеры на 100% понимают задумку, идею сцены, обстановку и состояние персонажей, их взаимоотношение с другими участниками эпизода. Сценаристы подробно описывают каждый шаг и план истории.

Если при написании не планируется добавлять дикторскую закадровую озвучку, то такой тип сценария бесполезен. Примерная структура выглядит следующим образом:

  1. Название сцены.
  2. Где и при каких обстоятельствах разворачивается действие.
  3. Действие.
  4. Диалог (продумывается также заранее).
  5. Получив ответ, актер совершает действие.
  6. Конец.
Это самый простой пример того, как выглядит базовая структура для ТВ и кино.

Текстовый скрипт для озвучки

Представляет собой текстовый документ с блоком, в котором отражены основные мысли и технические заметки, редактирование файлов, микширование с музыкой. Структура скрипта выглядит следующим образом:

  1. Название сцены.
  2. Технические характеристики (тайм-коды, тон аудиоклипа, громкость).
  3. Запись закадрового звука.
Большинству проектов достаточно такого простого способа создания контента.

Сценарий в формате тайм-кодов для рекламных и коммерческих видео

комикс про написания сценария

Усложненный формат текстового скрипта. Ключевое отличие заключается в том, что на определенных местах выставляются тайм-коды. В них указывается также продолжительность действия. Структура выглядит так:

  1. Название сцены.
  2. Эффект появления.
  3. Действие №1 с 0:01 до 0:05.
  4. Действие №2 с 0:06 до 0:02.
  5. Эффект затухания.
  6. Конец.
Количество действий не ограничено. Данный формат используется для коммерческих видео, чтобы максимально синхронизировать движения персонажей на экране с закадровой озвучкой.

Лист Excel

Подходит для проектов электронного обучения интернет-профессиям, для перевода текста с разных языков. Структура документа идеально подходит, когда к продукту нужны субтитры. Примерный план:

  1. Название проекта.
  2. Слайд 1. Текст на основном языке (внизу субтитры на языке перевода).
  3. Слайд 2. Информация на основном языке (внизу субтитры на языке перевода).
  4. Конец.
Интерактивные голосовые меню, используемые в видеоиграх, могут дополняться тайм-кодами. Пример: с 00:00 до 00:06 голос за кадром (субтитры на переведенном языке).

Для радио и подкастов

Радио и телепередачи требуют более детальной информации и должны включать в себя:

  • длину промежутков передач;
  • названия эффектов и музыки;
  • длину промежутков между эффектами;
  • тематику.

Общий вид выглядит следующим образом:

  1. Название.
  2. Формат (например, топ/хит-парад/100 песен за …. год).
  3. Целевая аудитория.
  4. Формат повествования (диалог, интервью).
  5. Тайминг передачи.
Параллельно обозначаются тайм-коды с эффектами.

Копирайтер Вотякова Наталья
Автор статьи, Наталья Вотякова.
Портфолио диктора/копирайтера, Натальи Вотяковой.
Наталья Вотякова @facebook.

16.09.2022
сценаристы сценарий

Видео

  Закрыть