Формат литературных (или повествовательных) подкастов можно назвать последователем «радио драмы», популярного в 20 веке вида развлечений, который представлял из себя спектакль, но без зрительных эффектов — аудио-спектакль, где все действия происходили на уровне звуков.
Литературная форма в подкастах — удачное решение для того, чтобы подавать информацию, различные истории и факты в необычном формате. Несмотря на уже пропавшую популярность радио-драмы, похожий раздел подкастов сейчас считается новаторским и неординарным решением.
В этой статье мы разберемся, как выгодно использовать эту сферу, на какие моменты стоить особенно обращать внимание и почему в привлечении аудитории огромную роль играет выбор «правильного» актерского голоса.
Немного истории
Сейчас посмотреть экранизацию какого-либо произведения, прослушать аудиокнигу и так далее — довольно обыденный процесс, который воспринимается с некоторой «ленью», в том плане, что можно вальяжно взять в руки телефон, ноутбук и так далее, и тут же погрузиться в литературный мир. Но во времена, когда все это было совершенно далеким, что же делали люди? А люди дружно собирались у приемников и слушали новости, пьесы в аудиоформате, передающие все эмоции исключительно посредством звуков. Иной раз такие шоу производили даже чересчур большой фурор.
Герберт Уэллс, «Война миров»
Этот научно-фантастический роман рассказывает о том, как на территорию Великобритании вторгается враждебная армия пришельцев (марсиан, если быть точнее). Речь шла не просто о нашествии иной цивилизации, но и об истреблении жителей Земли, погроме Британской армии.
В 1938 году, когда по радио транслировали программу (в виде новостных объявлений) по данному роману, он произвел настоящий фурор: слушателей настолько впечатлило прочтение Орсона Уэллса, что они приняли развлекательную передачу за реальные объявления и подняли панику.
Можно, конечно, предположить, что такая реакция обусловлена самой темой — захват Земли пришельцами обсуждаем уже долгое время. Но нет, все куда проще: грамотная работа диктора Орсона Уэллса и удачная подача материала. Если собрать эти два фактора воедино (что, кстати, вполне несложно), то можно организовать очень прибыльный и запоминающийся проект.
Подробнее о среде художественного подкастинга
Повествовательные подкасты по праву можно считать наиболее «мощным» ответвлением эпизодического повествования. На данный момент, например, известная америкаснкая газета «The New York Times» начинает каждое рабочее утро с эпизода из своего новостного подкаста «The Daily», рассказывающего о событиях в формате текущего времени.
Пример «The New York Times» доказывает, что интерес к аудиоповестованиям жив и, более того, набирает обороты. Существует мнение, что это связано вот с какими факторами:
- Удобство. Например, сидя за рулем тяжело смотреть на экран, однако, когда есть возможность посмотреть изображения — у многих глаза невольно к ним поворачиваются, на уровне рефлекса. А прослушивание аудио абсолютно не отвлекает от дороги — удобно и безопасно;
- Большая нагрузка на глаза. Опять же, мы невольно смотрим на монитор, когда есть возможность, несмотря на то, что у многих от этого болят глаза. Исключая картинку и оставляя только звук, можно снизить нагрузку на зрение;
- Свежий взгляд. Как говорится, все новое — хорошо забытое старое. Телевидение, YouTube и прочее уже успели обжиться и надоесть многим, а вот аудио на какое-то время ушло на задний план, а теперь снова набирает обороты, но в улучшенном виде;
- Полет фантазии. Не имея четкой визуализации, любая история — чистый холст, и слушатель может сам рисовать к ней иллюстрации в своем воображении.
Разновидности повествовательных подкастов
- IP-подкаст. В данном случае «IP» расшифровывается как «Intellectual Property», в дословном переводе — интеллектуальная собственность, но нам будет понятнее формулировка «Вселенная»: вселенная DC, Warner Bros и так далее. Соответственно, этот тип — новая форма представления уже давно известных вымышленных миров;
- Антология. Много разных коротких сюжетов, связанных общей мыслью/тематикой. Они рассказываются друг за другом, связываясь в итоге в одно целое;
- Классическая радио-драма. Да-да, именно то, о чем мы говорили в самом начале статьи! Добавить что-то новое сложно — все те же пьесы, спектакли, хотя иногда проскальзывает что-то больше похожее на аудиокниги;
- Художественный. Это одновременно и общее название для всех четырех пунктов, и отдельное ответвление. В нем можно изворачиваться как душе угодно — новости, программы, книжные вырезки, — что угодно, главное, чтобы нестандартное.
На какие организационные моменты необходимо обращать внимание
- Некая «интимность». Чем откровеннее, душещипательнее или чувственнее повествование, тем больше оно притягивает аудиторию — эдакая альтернатива визуальным эффектам;
- Заинтересованность аудитории. Тут важно найти правильную нишу, выбрать направление и стиль, которые будут интересны людям, знать, какие маркетинговые ходы использовать;
- Нужно задавать себе вопрос: «Подходит ли эта тема именно для аудиоформата и что можно от него взять?». Бывают такие эпизоды, которые так и кричат «Превратите меня в полнометражный фильм!», другие же превращаются в сериалы, третьи — в книги. В среде подкастинга они не очень ценятся — все же что-то отдаленное, из других сфер;
- Еще один вопрос: «Уверен ли я, что этот рассказ должен стать подкастом?». Разница с предыдущим пунктом минимальна — сначала просто оценивают, какая подача была бы наиболее выгодной, а затем еще раз взвешивают все «за» и «против», чтобы точно не прогадать.
Отбор дикторов — важный этап
Есть очень интересный способ провести кастинг: можно написать одинаковый для всех текст, записать озвучку голосами нескольких дикторов и выбрать наиболее удачно поставленное, с подходящим тембром, возрастом, акцентом и так далее. Последние три критерия можно настроить с помощью кнопки «отобрать по параметрам» и найти идеальный для себя вариант.
Автор статьи, Наталья Вотякова.
Портфолио диктора/копирайтера, Натальи Вотяковой.