Сфера подкастинга приобретает все большую популярность, на фоне чего возникает закономерный вопрос: как можно обойти конкурентов? Очевидно, что слушателей привлекает глубокое погружение в прослушиваемый материал, целостная и яркая картина. Для того, чтобы сделать аудио максимально живым, его имеет смысл совместить с музыкой, диалогами, аудиоэффектами (в организации этих моментов может помочь профессионал-звукоинженер).
Базовый инструмент — звуковой постпродакшн
Он позволяет:
- Выявлять лишние шумы/несоответствие подкастовому формату/нежелательные слова в записи и помочь исправить недочеты;
- После того, как все недостатки будут исправлены, можно добавить различные эффекты, расставить интонационные акценты, а также убрать некрасивые «стыки» между частями подкаста.
Подкастинг: процесс создания пошагово
В одном из своих интервью, небезызвестный англоязычный диктор Рэнди Ректор рассказывал о том, как он проводит процесс редактирования. Это субъективная последовательность действий, но для общей информации она может быть полезна:
- Сначала готовые файлы загружаются на устройство, а потом и в программу редактирования;
- Оценивается продолжительность аудио, чтобы понять, сколько времени потребуется на корректировку. Это также помогает оценить целостность картины;
- Почти весь процесс желательно осуществлять за одно прослушивание, а не откладывать маленькие недочеты, чтобы в итоге все звучало складно, а не кусками.
Общие советы по улучшению подкаста
В готовом продукте неуместны некоторые фразы, части диалога, звуковые помехи и так далее, а некоторые моменты наоборот помогают оживить подкаст, но их ошибочно вырезают. Ниже приведем несколько примеров.
Не потерять себя
Очень частая ошибка — попытка изменить первоначальную речь диктора, подогнать ее под какой-то шаблонный «идеал», думая, что благозвучие значительно важнее, чем живая, пусть и не идеальная, речь. Практика показывает, что это не совсем так: люди чувствуют «натянутость», которая подсознательно отталкивает их. Чтобы этого избежать, лучше работать с профессионалами и сильно не менять первоначальный слог.
Шумом дело не спорится
Среди новичков в данной сфере замечена вот какая тенденция: они боятся тишины, стараются все участки, в которых имеет место молчание. На самом же деле ничего страшного нет — молчание является естественной вещью и проявляется тогда, когда говорящий дышит или пытается грамотно сформулировать мысль. Все это свойственно каждому обычному человеку, поэтому не режет никому слух, а, напротив, воспринимается довольно лояльно, к тому же в это время слушатель может и сам немного отдохнуть от потока информации.
Обратная сторона медали — когда намеренно делают молчаливую вставку, чтобы создать эффект «задумчивости». Подчеркнем, что важно записать звук комнаты, поскольку в разных помещениях отличается акустика, поэтому «подмена» будет очень явственно ощущаться. Словом, вместо эффектного приема, который изначально задумывался, получится просто странный и неестественный отрывок, не вписывающийся в общую концепцию. Во избежание подобной проблемы рекомендуется перед началом записи основной части подкаста, когда в студии все молчат, но можно сделать это и в конце — принципиальной разницы нет.
Когда уместны эффекты
Когда все основные моменты отредактированы, можно подумать о том, как доработать подкаст и сделать его более интересным. В этом на помощь приходят различные аудиоэффекты, но их ровно также надо уметь грамотно подобрать и распределить. Как же это сделать?
- Не стоит добавлять закадровый смех — этот прием уже отжил свое и начал многих раздражать. А если уж решено, что без этого никуда — не стоит злоупотреблять, лучше вставлять смех точечно, не больше 2-3 раз;
- Говоря о каком-то явлении, особенно трогательном, можно добавлять характерные звуки. Например, рассказывая об истории, происходящей на море, можно поставить фоном шум морских волн, чтобы придать повествованию более яркие краски.
- Очень уместно будет склеивать между собой несколько сцен, используя дополнительные звуки, чтобы смягчить переход между ними (подобный прием часто используется в сериалах). Иногда, чтобы ознаменовать конец сцены, после нее добавляют отрывок из музыкального произведения — тоже хороший вариант (как пример — ставший вирусным саундтрек);
- Очень важна мера: если при прослушивании в голову приходит мысль «О, а вот здесь использован аудиоэффект, да и вот здесь тоже» - значит ситуация критична и нужно ее исправлять, чтобы избежать полного провала;
Последний вывод
Новички зачастую переживают, что редактирование вызовет затруднения — это совсем не так, если искренне любить свое дело и уметь определять, когда «мало», когда «перебор», а когда «в самый раз». И, естественно, важно найти идеальный голос, который не только скрасит работу, но и поможет увлечь слушателей. В остальном, главное — стремление!
Автор статьи, Наталья Вотякова.
Портфолио диктора/копирайтера, Натальи Вотяковой.