Получить максимальную отдачу и развить собственный талант можно только в процессе постоянной работы над собой. Преодолеть физиологические и психические барьеры помогают специальные упражнения, объединенные в системы техник и практик.
Практики и техники. Советы диктору
Какой солдат не мечтает стать генералом? Вероятно, каждый начинающий диктор, осознавая необходимость максимального развития собственного таланта, стремится выстроить эффективную систему самообучения. Разрозненные приемы и упражнения не позволяют охватить весь комплекс направлений работы. Поэтому рано или поздно приходит ясное понимание того, что недостаточно просто владеть собственным голосом. Профессиональный диктор – это, нередко, в какой-то мере и актер, и пародист. Конечно, не у каждого диктора есть такие дарования, но развивать их необходимо уже для хотя бы для того, чтобы среди повышающегося уровня профессионализма не остаться пасти задних. В ежедневной работе зачитываемый текст должен играть не только всеми оттенками смысла, но и интонаций, передающих эмоции.
Комплексные методы, объединяющие актерское мастерство с другими видами деятельности, получили огромную популярность среди представителей творческих профессий.
Система Станиславского
Предпосылкой для разработки системы становится допущение, что вживание в процессе вживания в образ важнее «переживать», а не «представлять» свою роль. Полноценная игра требует использования техники самоанализа и активизации эмоциональной памяти. Таким образом, актер буквально меняет свое сознание для полноценного вхождения в роль. В процессе игры актер должен полностью отдавать себя намерению и цели, растворяясь в образе. Конечно же, если это озвучка аудио-рекламы, то будет трудно раствориться в образе лохматого парня, уплетающего чипсы, но прочувствовав намерение, диктор сможет выразить нужную кратковременную эмоцию в тембре голоса.
Метод Ли Страсберга
Даже краткий перерыв может значительно ухудшить качество игры, отвлекая актера на случайные мысли. Метод Ли Страсберга ориентирован на постоянное пребывание в образе и дополнительные усилия воли по удержанию себя в образе с помощью эмоциональной памяти. Набрать необходимый материал для запоминания помогают усиленные репетиции. Мужской голос в ролике об охотничьем снаряжении будет звучать убедительней, если перед записью диктор проиграет в сознании несколько историй, в которых он метким выстрелом попадает сразу в двух уток, или с перочинным ножом побеждает дикого кабана. Студия озвучки в таком случае должна превратиться в огромную сцену для проигрывания множества историй.
Система Сэнфорда Мейснера
Что делать, если нужного опыта нет, а различные упражнения не приносят ничего кроме замешательства? При разработке своего метода Мейснер предполагает, что воображение человека может воспроизводить более реальные картины, чем те, которые рисует перед нами реальность. Действия должны быть максимально реалистичными при мнимых обстоятельствах. Успешная игра должна быть «автоматической», а не результатом длительных размышлений. Разумеется, если речь идет о начинающем дикторе, работающем на полях freelance, то такая сложная система может оказаться ему не по силам, но по мере увеличения опыта, эффективность заметно возрастет.
Метод Ута Хаген
По мнению Уты Хаген, люди в своих основаниях едины, поэтому все роли, которые мы видим в обществе, имеют глубокие корни в нашем собственном естестве. Голос и речь человека не существуют отдельно от него самого и являются проводниками мыслей и чувств. Действия всегда несут на себе печать внутреннего мира человека, поэтому наблюдая за поведением можно найти ключ к пониманию. Несмотря на несколько запутанную методологию, женский голос Уты на сцене звучал весьма убедительно.
Специфических практик и техник повышения актерского и дикторского мастерства сегодня известно достаточно много. Некоторые из них настолько сложны в выполнении, что требуют дополнительного обучения на курсах актерского мастерства.