Реклама не работает сама по себе. Её базис - сведения и ценности, которыми она оперирует для более детального понимания потребителями своеобразной продукции или услуги. Именно реклама является движущей силой нормального функционирования экономики страны.
В Украине действуют около тысячи предприятий, занимающихся рекламированием. Это рекламно-полиграфические, редакционно-исполнительные фирмы, а также издательские комплексы. Однако все они подпадают под регулирование соответствующего закона, путь которого достаточно интересный. Попробуем рассмотреть его более подробно и разобрать то, как рекламисты стараются обойти законодательство на скандальных примерах.
История развития закона Украины о рекламе
Украина – относительно молодая страна, в которой бизнес по созданию и производству рекламы только приступил к развитию. Началом действительного развития этой сферы стало принятие первого закона в 1996. Этот период совпал со становлением фактически устойчивых рыночных отношений. Собственный рекламный блок стал следствием насыщения рынка отечественными товарами украинского происхождения. Продвижение сыграло роль инструмента распространения товаров и услуг, позволило закрепить системы предпочтений у потребителей. Закон установил определение понятий и не отличался от акта РФ 1991 года, который просуществовал 15 лет (до 2006).
Однако следующая редакция 2003 года сильно отличалась. Согласно этому нормативно-правовому документу, происходил запрет на показ алкогольных напитков в телевизионном эфире с 23:00 ночи до 6:00 утра. Если в ней принимали участие актеры младше 18 лет, то информационный продукт не допускался к показу на телевидении. За нарушение закона предусматривался компенсационный штраф в размере 50% полученной прибыли.
Другим относительно важным пунктом стало запрет на отмену рекламы алкогольной и табачной продукции. Это стало довольно странным решением депутатов, которые в марте 2002 года выступали сначала за отмену, а потом за единогласное принятие.
Современное время
В 2008 году Верховная Рада приняла решение не разделять рекламу в сети на контекстуальную и баннерную, потому, что в интернете существуют еще и другие формы оплачиваемых коммуникаций. Но в 2009 году ей выделили два сегмента, которые условно назвали медиа и не-медиа. По национальной валюте в 2009 году была лидером роста. С этого момента телевизор начинает снижать свое влияние как средство распространения продукции и услуг.
Появилось такое понятие как «вирусные ролики». Вирусный маркетинг - это маркетинговая стратегия, которая опирается на отдельных людей, а не на традиционные кампании. Обычно это относится к маркетингу в Интернете. Этот стиль маркетинга получил свое название из-за тенденции к тому, что сообщения используют пользователей для быстрого распространения.
Самые скандальные события из рекламы
Самым «свежим» является ролик по мотивам скандального порно, который стал мемом по всему Интернету. В кадре из фильма сидит девушка на диване, а вокруг нее – пятеро чернокожих мужчин. Все актеры одеты только в нижнее белье и майку.
Видео начинается с того, что молодая девушка говорит, как тяжело заказать пиццу: “Я такого еще никогда не делала, поэтому волнуюсь сильно. Даже не знаю, что выбрать, вас очень много. Хотя, что тут думать, давайте все сразу”.
Через некоторое время к ней начинают приближаться темнокожие парни с открытыми коробками пицц. Сама же девушка начинает пробовать пиццу из их рук, стоя на коленях.
За сутки ролик набрал 150 тысяч просмотров. Однако это не помешало ему нарушить ряд нормативных актов. Юристы говорят, что это две статьи:
- Ст. 7. В ней говорится о том, что «информационные продукты не должны нарушать моральные нормы…»
- Ст. 8. В ней говорится о том, что есть запрет на «утверждения, являющиеся дискриминационными по совокупности признаков расового происхождения человека»
Все плакаты кандидата в Президенты отличались странной палитрой цветов, которая состояла из темных цветов. Избирателей это не привлекло. Большинство плакатов сопровождалось обычными лозунгами, которые не вызывали отклика. А имя «Арсений» почти на весь плакат вообще никак не ассоциировалось с молодостью и энергией, на которую делал ставку кандидат. В социальных сетях пользователи начали высмеивать словосочетание «Президент Арсений».
Также Яценюк не служил в армии, однако на агитационных плакатах он был раскрашен на военный манер, что не сочеталось с образом интеллигента. Мемы не заставили себя ждать.
В результате к концу выборов Яценюк получил еще меньший процент рейтинга – 6,96% голосов и занял четвертое место после Тимошенко, Януковича и Тигипко.
Озвучка
Часто украинская озвучка отличается достаточно экстравагантным и творческим содержанием. Некоторые цитаты разбираются на мемы и разносятся по всему интернету с моментальной скоростью.
Пример? В видео украинского Эльдорадо главный герой ведет диалог с собственной правой рукой, которая постоянно ему что-то намекает, а слово «на дотик» еще сильнее ставит в тупик. Внезапно их прерывает диктор и предлагает приобрести скидки («знижки») на 150 моделей смартфонов. Согласитесь, достаточно странная реклама.
Заключение
Мы рассмотрели целую историческую веху, которая оставила след на украинской культуре. И это так, потому что маркетинг продвижения занимает огромную часть в жизни обычных украинцев, формируя их предпочтения.
Автор статьи, Наталья Вотякова.
Портфолио диктора/копирайтера, Натальи Вотяковой.