Вероятно, что у половины из нас есть обожаемый подкаст, каждой части которого мы ждем с нетерпением. А ведь еще 15 лет назад никому в голову не могло прийти, что сфера подкастинга, последовательница радио, станет настолько популярна, что сможет посоперничать с телевидением — удивительно, но факт, это случилось!
Возрастающую их популярность можно связать с бурным развитием технологий в последние десятилетия: доступное ПО, оборудование, которое можно устанавливать даже дома, распространение сети Интернет и высокая скорость передачи данных, возможность находиться в режиме онлайн, а также появление сообществ и социальных сетей, объединенных общей тематикой, - все это стало плодородной почвой, на которой можно взрастить свои творения.
Какой же он, мир «до»?
Появление подкастинга сложно представить без медийных проигрывателей компании Apple, более известных как «Ipod». Какая связь?
Дело в том, что в 2004-м была создана технология, позволяющая скачивать в виде файла онлайн-радиопередачи, транслируемые в сети Интернет. Ей дали имя «Ipodder», но на данный момент обыватели называют его «Каталог подкастов Apple». Получается, что записи с RSS-каналов можно было сохранять как файлы на свой медиапроигрыватель, что, собственно, и является толчком к созданию подкастов.
Большое влияние оказала статья американского журналиста Бена Хаммерсли. Он заявил, что доступность оборудования и развивающаяся в Интернете тема блогов способны дать старт грандиозному событию — полному перевороту в любительском радио. Было предложено несколько названий для любительских записей нового формата: «партизанские СМИ», «аудиоблогинг» и «подкастинг» и, как сейчас понятно, самое прижилось.
2004-й стал почвой для развития — количество ответов для запроса «подкасты» в поисковой системе Google превысило сто тысяч, а этой же осенью, спустя 7 месяцев после публикации статьи Хаммерсли, на рынок вошла «Liberated Syndication», предоставля ряд услуг, связанных с подкастами.
Главный фурор
Шел 2005-й, а пропорционально с этим росла и обсуждаемость этой сферы. Дело дошло до того, что слово «подкаст» получило звание «слово года» с точки зрения словаря Оксфорда, получив предсказание: оно в скором времени будет на языке у каждого и в это же время была совершена сделка, в которой участвовали шестизначные суммы (в долларах). Хотя стоит сказать, что, несмотря на всю грандиозность тех дней, по сравнению с нынешним временем аудитория тогда была ничтожно малой — сейчас цифры растут и совершенно не собираются уменьшаться.
Примечательно, что тогда же подкасты добавили и в ITunes и Itunes Music Store, и с этого момента Apple стал тесно связан с ними, являясь основной базой для поиска, скачивания и подписки на тематические аудио.
Что происходило до 2013?
Этот отрезок истории будет самым длинным, потому что на отдельные этапы, в которых случались значимые скачки популярности и тому подобного, поделить этот период сложно. Просто кратко перечислим, что более-менее важного происходило.
2006
- Подкастинг перестал ограничиваться компанией Стива Джобса и стал доступен всем — сам основатель дал советы на тему того, как самому начать развиваться в этом направлении, используя специальное ПО.
- Спустя месяц был проведен эксперимент в виде живого тура, но в качестве выступлений были подкасты;
2007-2009
- В этот период наиболее процветают комики, в особенности стендаперы. Именно комик установил в 2007 рекорд по скачиваниям, попав в книгу рекордов Гиннесса.
2010-2013
- А вот здесь, к сожалению, и сказать особо нечего — устоявшаяся система, в которой не происходило значительных изменений. Свои места заняли крупные организации, любители все приходили и уходили, очень часто встречался формат СМИ — полный штиль. Но что же дало новый толчок к движению?
2014 — разграничение на «до» и «после»
Очень часто историю подкастинга делят на две части, контрольной точкой между которыми является именно 2014. Что же такого произошло, чтобы пошатнуть устоявшуюся за десятилетие сферу?
В Америке опубликовали аудио-сериал, в котором ведущая Сара Кенинг проводила расследование преступления пятнадцатилетней давности, общаясь по телефону с заключенным, который, возможно, отбывал наказание ни за что. Эта серия телефонных расследований была настолько живой и динамичной, что привлекла огромное количество аудитории, породила еще множество других криминальных шоу, а также получила Премию Джорджа Фостера Пибоди (вручение проходит регулярно за вклад в радио и телевидение).
А в 2017 «Яблоко» опять постаралось, создав функцию анализа подкастов (с возможностью просмотра статистики прослушивания), которая показала удивительные цифры: аудитория в среднем прослушивает около 90% эпизода и очень часто даже не пропускает рекламу.
В ближайшем будущем сбор данных показал, что другие типы медиа не вызывают такого увлечения и концентрации у слушателей, а это значит, что и реклама усваивается хуже. Именно от того, насколько продуманы сценарий подкаста, постановка фраз и все то, что заставляет пользователей внимательно слушать материал, зависит продвижение рекламы, а значит и доход.
Что ждет нас в ближайшем будущем?
Ожидается, что доходы от этой среды будут стремительно расти, а сама она из тени развлекательной промышленности перейдет практически на самые вершины. Уже к этому году количество людей, которые за жизнь послушали хотя бы один подкаст, превысило 165.000.000 — огромные значения и огромная прибыль! Так, по предварительным прогнозам, общий сбор в 2021 перейдет отметку в 1.000.0000.000 долларов, и это с учетом того, что подкастинг еще очень молод — всего двадцатилетний, в то время, как телевидение, например, насчитывает уже 9 десятилетий истории и все еще занимает уверенные позиции.
Надо брать по максимуму, пока возможно
Если есть все условия для того, чтобы развиваться в этой теме, то что может помешать? Правильно, ничего! Поэтому можно смело разрабатывать идею, покупать оборудование и выбирать того, кто станет голосом вашего проекта.
Автор статьи, Наталья Вотякова.
Портфолио диктора/копирайтера, Натальи Вотяковой.