В наше время подкастинг приобретает все большую и большую популярность. Порой кажется, что ведущие ведут беседу свободно и абсолютно естественно, но это лишь иллюзия. За каждым из них стоит тщательный, продуманный сценарий и множество других инструментов для планирования. С помощью них профессиональные подкастеры создают видимость непринужденного и свободного разговора.
В данной статье разберем основные этапы, как правильно продумать подкаст и что для этого нужно сделать.
ТОП-8 шагов, с которых нужно начать при планировании
Итак, вот общий план, которому необходимо следовать, если вам нужен качественный аудио или видеоролик:
- Определите роль своего подкаста и подберите список тем, в которых у вас есть хороший опыт.
- Выберите направление, в векторе которого будете вещать на протяжении всех эпизодов.
- Придумайте оригинальное и звучное название, которое отложится в голове у потенциального слушателя надолго.
- Наймите сценариста или продумайте сценарий, цепляющий с первых строк. Самые главные слова в ролике – первые, именно они привлекают аудиторию и заставляют людей остаться слушать подкаст.
- Позаботьтесь об оборудовании. ПО, домашняя студия, настроенный студийный микрофон и т.д.
- Найдите музыку на фон и звуковые вставки, которые станут сопровождающим и вспомогательным элементом удержания аудитории. Можно нанять музыкантов из своего города или обратиться к композиторам в интернете.
- Нарисуйте обложку, которая будет привлекательна для аудитории.
- Оформить RSS-канал, на котором слушатели смогут находить все выпуски подкаста.
Подключать рекламу на ранних этапах подкастинга – самая грубая ошибка, пока не набрана преданная и лояльная аудитория! Начинать рекламировать товары и услуги через свой ресурс можно постепенно, наблюдая за численностью людей, прослушивающих материал.
Как пишется сценарий
Более подробно мы рассматривали процесс написания сценария в этой статье. Первое и самое главное правило, которое нужно запомнить – интерес слушателя. Если прослушать свой материал со стороны и посмотреть независимым взглядом, то должно возникать навязчивое ощущение того, что нужно узнать как можно больше информации.
В сценарии к новому эпизоду должны раскрываться новые, ранее не изученные аспекты. При этом стоит помнить правило «80/20», что означает, что среди всех эпизодов ключевые составляют лишь ¼ от всей информации, а второстепенные – ¾.
Шаблон-пример для сценария
Так выглядит общий сценарий для подкаста:
- Вступление: заранее подобранный звуковой эффект, являющийся визитной карточкой бренда.
- Рассказ ведущего о том, что будет происходить в этом эпизоде, кто был приглашен и о чем пойдет речь.
- Звуковой эффект-переход.
- Обсуждение темы в течение нескольких минут.
- Ведущий объявляет: «Далее продолжим о …» или «Обсудим следующую новость…».
- Обсуждение второй темы в течение нескольких минут.
- Рекламная вставка (опционально).
- Звуковой эффект-переход.
- Подкастер благодарит гостей и слушателей и анонсирует вслух тему для следующих обсуждений.
- Финальная музыкальная вставка.
Этот шаблон можно как угодно редактировать и делать собственные наработки, но от него определенно стоит отталкиваться, если хочется сделать качественный подкаст. Музыкальные вставки играют особую роль: перерывы между темами дают время усвоить только что услышанную информацию.
На чем акцентировать внимание
Начальный фрагмент, включающий в себя музыкальную заставку, а также само приветствие, должны быть самыми интригующими. Если подкастер не нашел постоянной аудитории, то нужно выработать стиль, найти узнаваемые приветствия или фразы. Атака на внимание начинается с первых секунд, но привлекая к себе интерес, нужно побуждать прослушать передачу до конца.
После этого можно углубляться в тему подкаста, на которой сфокусировано все внимание. В основной сегмент входят вопросы гостей и обсуждение самой проблемы. Один логический заголовок в среднем соответствует 3 абзацам печатного текста, но при этом перескакивать с одной темы на другую – серьезная ошибка.
Чего не должно быть ни в одном из сегментов подкаста
Профессиональные подкастеры добиваются максимальной релевантности своего контента. Он должен быть развлекательным, но при этом ни в коем случае нельзя употреблять жаргонные слова или профессионализмы (если речь идет о простом развлекательном ролике, например, о событиях из мира шоу-бизнеса).
Схематичный пример ведения подкаста на основе спортивного события
- Приветственная мелодия.
- Ведущий: «Приветствую вас и добро пожаловать в мою серию шоу. Для этого выпуска я подготовил особого гостя – (имя) (фамилия), популярного комментатора. В этом эпизоде мы обсудим выступление национальных сборных на Евро-2020 и итоги турнира этого года, а также неожиданности, которые нас поджидали. В заключении разберем тенденции развития футбола в разных странах.
- Звук перехода.
- 1 тема, ведущий: «Итак, как вы оцениваете выступление команд и уровень турнира в этом году?».
- Гость: «Уровень чемпионата нельзя назвать низким или высоким. Победа сборной Италии – не самый предсказуемый итог».
- Ведущий: «Мне кажется, что вы неправы. Все-таки случайных побед не бывает».
- Гость: «Я согласен с вами, но пока пандемия полностью не исчезнет, делать какие-то выводы насчет изменений в мировом футболе я не стану». Ведущий: «Что же, может быть это правильно, но, вероятно, истоки кроются в другом?»
- Музыкальный переход.
- Переход ко второй теме и продолжение разговора в ключе Евро-2020.
- Ведущий: «Благодарю гостей за интервью, а в следующий раз мы детально сравним статистику и интересные события прошедшего чемпионата. Могу сказать, что у нас будет очень интересный секретный гость, до скорых встреч!».
- Завершающая музыкальная вставка.
Но чем оригинальнее и живее происходит беседа, чем больше вы можете импровизировать, шутить или знать, что экспромт — ваша стезя, тем более вероятность «подсадить» на интеллектуальный крючок свою аудиторию и расти во все стороны света. Дерзайте!
Автор статьи, Наталья Вотякова.
Портфолио диктора/копирайтера, Натальи Вотяковой.
Наталья Вотякова @facebook.